Вчера я общался по телефону с инвестором и он мне сказал: “Вы наверное за время карантина Бентли заработали на шаурме?”
Сегодня он же встречался с моим партнёром и предложил: “Я готов вложить гораздо больше, чем вам нужно. Зачем тебе эти партнёры? Давай выкупим их долю и будем дальше вдвоём развиваться”
Это же просто Шаурма, а не нефть! — подумал бы я ещё год назад.
Но сейчас, когда я вижу очереди у наших заведений, в том числе покупателей на Гелендвагенах и Бентли, то я понимаю, что похоже мы действительно нашли нефть.
Давайте разберёмся, откуда такой ажиотаж?
У меня IT-компания. Мы занимаемся заказной разработкой и делаем несколько своих стартапов. Ещё год назад, я в страшном сне не мог представить, что стану заниматься шаурмой.
Но, начну с самого начала – когда мой друг и партнёр Камиль, впервые в своей жизни попробовал шаурму.
Он уже почти 30 лет занимается бизнесом и у него всегда было хорошо с деньгами, поэтому он привык питаться в хороших местах и никогда в жизни не пробовал такую опасную еду, как шаурма.
И вот однажды, два года назад, это случилось! Камиль съел свою первую шаурму.
После этого на протяжении года, я регулярно слышал по телефону: “Лёха, когда приедешь в Екатеринбург, я обязательно тебя свожу попробовать эту божественную шаурму. Ты даже не представляешь, тут весь район Тихвина (элитный квартал в Екатеринбурге) ходит за этой шаурмой”.
То, как Камиль умеет рассказывать – надо слышать. Поэтому посмотри видео, в котором он впервые попробовал плескавицу, которую мы сейчас готовим уже в своих заведениях. Осторожно мат (18+):
И вот, прошлой весной, в разгар коронавируса, мы встретились с Камилем вживую, и он мне стал рассказывать о шаурме, как о бизнесе. Шаурма и бизнес в одном предложении прозвучало для меня странно 🤦🏻♂️
Я подумал: “Ну пиздец. Мы тут стартапы делаем, про Силиконовую долину думаем, шаурмы мне ещё не хватало”.
Камиль сказал, что уже целый год изучает этот рынок и за это время успел пообщаться с работниками на разных точках, узнал сколько им платят, кто поставщики хорошего лаваша и даже подкупал поваров, чтобы ему дали рецепты соусов. Если верить его словам, то точка должна окупаться за 1-1,5 года максимум.
“Бизнесов с быстрой окупаемостью – полно”, – подумал я. Но всё таки, приехав домой, решил поизучать тему.
Первое на что я обратил внимание: на сегодняшний день в России насчитывается более 16000 точек шаурмы. Похоже, что, за последние 10-15 лет, шаурма незаметно превратилась в национальное блюдо.
И самое главное! При этом рынок не консолидирован и самая крупная сеть насчитывает чуть больше 100 точек, а это меньше 1%.
💡 “А вот это очень интересно!” – подумал я.
Значит, в ближайшие годы, на этом рынке появится один или несколько крупных игроков, которые научатся делать хороший продукт, и масштабировать его без потери качества.
Видимо, чувствуя тренд, Додо пицца начала работу над своей концепцией – Донер 42.
В моей голове прозвенел звоночек и я начал загораться этой идеей.
Но у меня крутилось множество вопросов, на которые предстояло получить ответы:
- Сколько нужно денег на открытие точки?
- Какие риски?
- Как привлекать клиентов?
- Что самое важное в шаурме?
- Почему одни точки успешны, а другие нет?
- Почему точек по городу много, но никому ещё не удалось построить крупную сеть?
- Какие есть подводные камни, которые не видны на первый взгляд?
- И ещё тысяча разных вопросов
Чтобы узнать ответы на все эти вопросы, я договорился ещё раз встретиться с Камилем.
Одно я знал точно: я не Фёдор Овчинников и в шаурме ничего не понимаю, поэтому ничего вкладывать не стану, пока хорошо во всём не разберусь.
Подписывайся на телеграм-канал, чтобы не пропустить новые посты.
3 ответа к “Шаурма — новая нефть”
Леха, люблю читать твои тексты!!! История 🔥
😎
Нужно будет съесть эту прекрасную шаурму в ЕКБ